Рассматривая вариант открытия заведения по франшизе, большинство предпринимателей уверены, что получат готовую технологию и подробную инструкцию по ее применению.
К сожалению, российские системы франчайзинга подразумевают жесткий контроль со стороны владельца. При этом в становление новой точки вкладывают минимум усилий.
Выглядит это примерно так: «сейчас я кину тебя на середину озера: выплывешь — значит, научился плавать».
Как избежать такого варианта развития событий?
Начнем с основ: франшиза и франчайзинг
Франчайзинг — система сотрудничества, при которой одна фирма (франчайзер) предоставляет другой фирме (франчайзи)
лицензию на ведение дел от своего имени. Вместе с разрешением на использование бренда, логотипа и торговой марки передается технология бизнеса.
Комплекс прав и пакет документов, определяющий условия взаимодействия сторон, называется
франшизой.
Права на франчайзинг бизнеса предоставляются за определенную плату, в которую входят:
●
паушальный платеж — разовое вознаграждение
●
роялти — ежемесячные платежи, фиксированные или
переменные (процент с продаж или с маржи)
Франчайзером называют инвестора, владельца бренда и продавца франшизы. А франчайзи — покупателя франшизы.
Особенности франчайзинга для суши-заведений
В суши-индустрии чаще всего используются 2 типа франчайзинга.
1.
Конверсионный. Это расширение основной сети за счет франчайзи с
аналогичным профилем деятельности. Своеобразное
поглощение, но без
переименования мелких игроков рынка.
2.
Деловой. В этом случае головная компания предоставляет
товарный знак и раскрывает полную технологию ведения бизнеса. Сфера
деятельности франчайзи ограничена территориально и должна
полностью
копировать модель ведения бизнеса головной компании.
Прежде чем принять решение о покупке готового бизнеса, тщательно взвесьте возможные риски и последствия.
Преимущества открытия ресторана по франшизе
1.
Готовая концепция заведения. Всё уже придумали за вас. Никаких
бессонных ночей и терзаний: покупай и запускай в работу.
2.
Отсутствие «мук творчества». Отпадает необходимость в разработке
концепции и продвижении бренда, вам не нужна дополнительная реклама.
3.
Налаженные поставки. Логистика головной компании обещает снять вопросы
поиска надежных поставщиков в своем регионе.
4.
Опора. Правообладатель оказывает помощь на этапе становления, включая
подготовку пакета документов.
5.
На одного меньше. Конкурент с такой же франшизой не появится на вашей
территории.
6.
Стабильность. У крупных франчайзеров наработанные системы запуска и
ведения бизнеса, которым достаточно просто следовать.
Однако такая предсказуемость и предопределенность не каждому по душе.
Известный в сети скандал между предпринимателем Андреем Руденко и компанией-франчайзером не утихает с 2011 года. И всё потому, что Андрей внедрил авторскую систему поставок, повысил производительность кухни и ввел на точке электронное меню.
Известно, что он отказался от сотрудничества и открыл собственное дело, которое теперь легко конкурирует с бывшим инвестором. О том, что связался с франшизой, жалеет.
Недостатки работы по франшизе
1.
Дорогое начало. Размер паушального взноса зависит от раскрученности
бренда. Как правило, это не менее чем плюс 10% к стартовому бюджету.
2.
Вечный оброк. Переменные затраты увеличиваются на размер роялти.
Примерно на 20% от объема продаж.
3.
Никаких гарантий. Франчайзинг — это лишь способ комфортного ведения
бизнеса без лишних рисков. Но гарантию
быстрого получения прибыли
не даст ни один владелец франшизы.
4.
В клуб не так просто попасть. Деятельность компании, которая работает по
франшизе, загоняется в жесткие рамки. В договоре могут быть прописаны
размеры помещения, обязательный набор оборудования и даже требование
выкупа помещения в личную собственность.
К тому же, франчайзер может расторгнуть договор без объяснения причин.
5.
Всё уже решено. Ограничение на реализацию личных идей. В зависимости от
типа сотрудничества меняется степень влияния франчайзера. Могут отказать
даже в приятных мелочах: выбрать цвет стен для заведения или тип формы
работников.
6.
Нет креативу. Франшиза ограничивает предпринимателя в вопросах
разработки меню. А порой вообще исключает элемент творчества. Не каждый
шеф-повар согласиться работать в ресторане, где нет возможности
реализации профессиональных талантов.
7.
Большой брат наблюдает и властвует. Продавец может ввести отчет по
проходящим закупкам или вообще обязать франчайзи пользоваться услугами
своих партнеров.
Печальный опыт работы по франшизе — не редкость.
Предпринимателю Екатерине Болотовой работа под крылом франшизного договора принесла более 3 миллионов убытков. Чтобы избавиться от долгов, ей пришлось инвестировать в бизнес зарплату супруга.
Екатерина отмечает, что картинка, которую рисуют брокеры, крайне привлекательна: минимум вложений, исключение рисков, поддержка, помощь в закупках.
Вот только в реальности звонки остались без ответа, техническое оснащение отсутствовало, сырье и мебель от поставщиков приходили с браком.
Работа по франшизе — не то же самое, что
покупка готового бизнеса
Инвестор дает предпринимателю инструменты управления и
разрешает работать под своим брендом.
При этом партнер-франчайзи лишается возможности принимать самостоятельные решения. Даже если система головного офиса приносит убытки вашей точке.
А успех ведения бизнеса зависит не только от вас, но и от другой стороны, на которую вы никак не сможете повлиять.
Если вы предпочитаете
полностью контролировать бизнес и вас останавливает только отсутствие опыта и знаний, компания «Sushi Lover» поможет в создании и развитии
автономного суши-бизнеса.
Вы безболезненно преодолеете этап младенчества и встанете на ноги, используя самые свежие технологии маркетинга и управления бизнесом, которых подходят конкретно вашему заведению.
Узнать больше